Росстат назвал лидеров алкогольного рынка
В России | 21.12.2005
Vodka.com.ua
Вчера стали известны данные Росстата по итогам производства алкогольной продукции в России за 11 месяцев 2005 года. Эти цифры можно назвать итоговыми — лидеры уже не смогут изменить позиций друг друга, никто из других производителей их не догонит. Первые три места в этом году займут "Кристалл", "Веда" и "Русский алкоголь". По мнению экспертов, именно среди этих компаний и развернется борьба за лидерство в 2006 году.
Согласно данным Росстата, московский завод "Кристалл" отгрузил к ноябрю около 8 млн дал продукции. Занимающая второе место "Веда" уже отгрузила более 6 млн дал продукции. Наконец, "Русский алкоголь" произвел 4,3 млн дал. Во всех трех компаниях корреспонденту "Ъ" подтвердили намерение продолжить выпускать водку в прежних объемах. Например, представитель ГУЛ "Росспиртпром" (мажоритарный акционер "Кристалла") Дмитрий Добров заявил "Ъ", что компания выпустит за декабрь более 1 млн дал. А коммерческий директор компании "Веда" Жанна Булавчик сообщила "Ъ", что завод отгрузит около 700 тыс. дал. Наконец, "Русский алкоголь" намерен произвести около 600 тыс. дал. Таким образом, паритет трех производителей будет сохранен.
Приблизиться к лидерам рынка уже не сможет ни один производитель. Занимающие четвертое и пятое места "Тат-спиртпром" и "Ост-Алко" уже показали объемы производства менее 4 млн дал.
Ъ Всего по итогам 11 месяцев 2005 года в России было произведено 113 млн дал водки иликероводочных изделий (отчиталось 332 предприятия), что соответствует 94% уровня производства 2004 года.
Эксперты отмечают, что на рынке впервые сложилась ситуация, когда три компании значительно оторвались от конкурентов. "Мы получили ситуацию, когда на рынке есть три очень сильных игрока,— говорит совладелец холдинга "Ладога" Вениамин Грабар,— и приблизиться к ним будет сложно". "Очевидно, что рынок консолидируется,— отмечает владелец ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко.— Более трех сотен производителей никому не нужно. Реально сильных компаний будет не более 20, и они будут контролировать 80% рынка".
Поэтому, по мнению экспертов, в 2006 году три производителя начнут ожесточенную борьбу за лидерство на рынке. В связи с этим аналитики отмечают достаточно уязвимую позицию второго номера рынка — "Веды". "Всем известно, что "Веда" предоставляет на рынке самый большой товарный кредит,— говорит член совета директоров компании "Ливиз" Юрий Локтионов,— дистрибуторам предлагается водка, с четырехмесячной отсрочкой оплаты. Акцизные склады накачиваются продукцией "Веды". При этом контроля за ценой и распространением совершенно не было. Я думаю, что их водка скорее не продается, а лежит без движения на складах". Эти слова подтверждаются и статистикой Росстата: в ноябре, отгрузив дистрибуторам более 600 тыс. дал, компания произвела только около 300 тыс. дал. Госпожа Булавчик объясняет такое несоответствие тем, что компания сейчас распродает "региональные стоки, скопившиеся за последнее время". Отметим, что и "Топаз", и "Кристалл" таких стоков не имеют и их производственные мощности совпадают с объемами продаж.
В то же время эксперты отмечают, что "Кристалл" и "Топаз" фактически компании одной марки, что делает их позиции на рынке более уязвимыми. Например, более 70% водки, разливаемой на "Кристалле",— это продукция группы "Алкомир"/"Винэксим" (водка "Путинка"). А более 90% продукции "Русского алкоголя" выпускается под брэндом "Зеленая марка". "Единственный производитель, которому удалось продержаться на одном брэнде, был Absolut, — говорит управляющий партнер компании Stas Marketing Partners Андрей Стась, — но когда он выходил на рынок, такого предложения не было, была более мягкая законодательная база для продвижения товара. Все остальные производители должны иметь портфель брэндов. Дело в том, что потребитель водки не пьет один брэнд, а все время двигается от сегмента к сегменту".
Роман Овчинников
http://www.yarmarka.net/