Иностранцы могут поглотить российский рынок стеклотары
В России | 05.09.2006
Финанс
Российский рынок стеклянной упаковки в последние пять лет демонстрировал завидный рост. Например, выпуск стеклянных бутылок – более 80% всей стеклотары – увеличился почти в два раза.
Темпы замедлились только в 2005 году, что эксперты связывают со слишком большой динамикой в предыдущее время, когда на фоне экономического роста потребителям стеклянной тары – предприятиям пивной, вино-водочной, молочной, консервной, парфюмерной и других отраслей – требовались большие объемы продукции. Если в 2000 году было выпущено 5,6 млрд полулитровых емкостей, то в 2005 – 9,4 млрд. Сейчас планируется, что в 2007 начале 2008 годов промышленность выйдет на объем около 12 млрд емкостей любой стеклотары в год, то есть на уровень 1985 года производства всего СССР. Тем не менее специалисты прогнозируют, что в ближайшее время, до 2010 года, спрос на стеклотару будет преобладать над предложением, что обуславливает высокую инвестиционную привлекательность отрасли и приход в нее крупных иностранных компаний.
Зарубежных игроков интересует не только сегмент стеклянной упаковки, но и в целом перспективная стекольная индустрия, половина которой вскоре будет контролироваться ими. Так, по оценке аналитиков Стеклосоюза РФ, доля произведенной в России продукции иностранными компаниями уже к 2008 году вырастет до 45-55%. Это в значительной степени обусловлено потребностями в качественной продукции строительного рынка, предприятий по производству пищевых продуктов, напитков и т.д. К 2008–2010 годам потребление стекла в стране может вырасти вдвое – до 300 млн кв. м плоского стекла и более 12 млрд штук стеклотары в год. В сегменте стеклянной упаковки иностранные компании, по различным данным, могут контролировать 25-35% производства. В борьбе за прибыльный и перспективный рынок, емкость которого оценивается в 3 млрд долл., победит тот, кто предложит потребителям качественную продукцию по более низким ценам. Таким образом, себестоимость ее производства должна быть ниже, чем у коллег-соперников.
Причем стоит учитывать, что стеклотара испытывает жесткую конкуренцию со стороны картона, алюминия, пластика и других материалов. Дефицит упаковки в целом, который еще недавно сильно определял рост производства и потребления стеклотары, практически завершился. Сегодня на упаковочный спрос влияют другие тенденции – демография, появление крупных торговых сетей, маркетинг и реклама, которые заставляют тару работать на продвижение товаров, и т.д. Экстенсивный рост постепенно заменяется качественным, и здесь иностранные игроки зачастую оказываются проворнее.
Так, турецкие стекольщики претендуют на половину рынка пивной стеклотары. Инвестором завода по выпуску облегченных пивных бутылок проектной мощностью 700 млн штук ежегодно стала корпорация Sisecam. Это продолжение турецкой экспансии, учитывая уже работающие заводы по выпуску облегченных бутылок во Владимирской и Вологодской областях. Кроме того, активно внедряются на рынок французский производитель стеклянной упаковки Saint-Gobain, шведская компания Tetra Pak, которую интересует стеклянная молочная тара, и американский гигант Owens-Illinois, контролирующий более 50% мирового производства стеклянной и пластиковой тары.
В советские времена производство стеклянной упаковки в основном осуществлялось заводами, которые производили все стекло – и строительное, и тарное. Сейчас эти заводы выделяются из общего стекольного производства и соответственно меняются в сторону улучшения технологии. Поэтому производство стеклотары поднимается на новый уровень – технологический, организационный и маркетинговый, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию индустрии упаковки Александр Бойко. Но стоит отметить, что российские компании в большей степени, чем работающие на стекольном рынке транснациональные игроки, затрагивают различные административные «новации» властей. Многое зависит от потребителей, а они в течение последних двух лет испытывали большие проблемы с получением акцизных марок и т.д. Соответственно рынок, потребляющий стеклотарную продукцию, лихорадило также. Только недавно ситуация стабилизировалась, но алкогольный кризис больно ударил по отрасли. Пока убытки не подсчитаны, но, как отмечают участники рынка, наверное, они будут такими большими, «что и считать страшно».
Основные проблемы развития связаны с тем, что стекольная промышленность, как и, скажем, сталелитейная, – непрерывный процесс, который невозможно остановить, и продукция производится независимо от того, приобретают ее или нет. Поэтому очень большие финансы приходилось держать в оборотных средствах, чтобы закупать сырье. «Надо отдать должное банкам, которые изыскивали возможность кредитовать нас, чтобы мы все не остановились», – говорит президент ГК «Стекло подмосковья» Виталий Пупынин. Отечественные производители стеклотары, не отрицая полезности конкуренции с иностранцами в плане поднятия качества продукции и выгоды потребителям, для своего дальнейшего успешного развития очень надеются на взаимопонимание со стороны государственных структур. Например, они рассчитывают на диалог с сырьевиками и учет их интересов в планировании импорта и экспорта продукции.