Завод "Кристалл" спас уникальную водочную коллекцию
В России | 12.09.2006
Труд
Единственный в России музей русской водки, собиравшийся перебраться на ПМЖ в Лас-Вегас, в последний момент передумал. Поддержку музею оказал один из старейших наших ликеро-водочных заводов - московский завод "Кристалл". Теперь любой желающий может спокойно полюбоваться любым из 40 тысяч экспонатов уникального собрания. Открытие музея запланировано на конец сентября.
15 лет собирал Александр Никишин все, связанное с историей производства и продвижения в России различных водочных марок. В итоге получилось более 40 тысяч экспонатов. Сколько стоит коллекция, неизвестно. Эксперты оценивают ее в 5 млн. долларов. Сам Никишин считает, что она бесценна. Оно и понятно. Столь внушительного количества исторических вещей на алкогольную тему нет больше ни у кого в России и, возможно, в мире. Среди прочих удивительных экспонатов в коллекции находятся водки дореволюционных винокурен, стеклянные и керамические бутылки разных веков. "Портретные" штофы: великая княгиня Ольга, генерал Скобелев, Александр Пушкин, Иван Тургенев. Посуда, принадлежавшая царской фамилии. Милицейская фуражка - часть униформы работников вытрезвителей (эта униформа была вскорости отменена, когда стали случаться нападения клиентов вытрезвителей на их работников). Даже журнал "Трезвость и культура" от 1988 года - в своем роде жемчужина коллекции Никишина. И это тоже часть нашей жизни.
Однако никого, кроме самого Никишина, судьба коллекции не интересовала. Куда бы ни обращался коллекционер за поддержкой, везде получал либо отказ, либо какое-либо неконструктивное предложение. А нужно-то было всего-навсего - найти нормальное помещение, которое бы вместило эти десятки тысяч достопримечательностей. Но недвижимостью поделиться готовы были только за деньги, которых у историка, постоянно пополняющего свою коллекцию, не было.
Дошло до того, что Никишин собирался продать экспонаты за рубеж. Соответствующее предложение от одного из американских бизнесменов русского происхождения историк получил в ноябре прошлого года.
"Я много раз говорил о том, что в России нет настоящего музея русской водки. Те, что есть, - не музеи, а просто выставки, которые организуются для утехи публики, а не занимаются серьезной работой по изучению русского феномена "водка".
Музей виски содержат 20 шотландских винокурен, и этот музей является гордостью Шотландии, да и всего Объединенного Королевства. И виски пользуется уважением в мире. У нас с водкой все иначе", - рассуждал Никишин в то время, когда над его музеем еще висела угроза фактического изгнания из страны.
Однако в конце концов коллекцию удалось сохранить, что называется, "на флажке". С предложением о размещении коллекции выступил самый крупный завод ликеро-водочной отрасли - московский "Кристалл".
Предприятие безвозмездно предоставило часть своих площадей музею Александра Никишина. Шаг предприятия понятен: в этом году оно отмечает 105-летие, а юбилей без подарка проводить нехорошо. Да и слишком многое связывает развитие отечественной водки со становлением винокурения в столице.
Примечательно, что музей получил прописку в историческом здании "Кристалла" на Самокатной улице. В том самом, где начинался "Московский казенный винный склад N 1" (так в начале века назывался завод). Оно по сей день сохраняет свой первозданный облик.
Сам завод был открыт и по тогдашней традиции освящен 24 июня 1901 года. А выпуск горячительного начался в сентябре. Произошло это примерно через 5 лет после установления в России государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков.
Сначала на нем выпускалось только три вида водки -"Простая", "Улучшенная" и "Боярская". Впоследствии завод расширил ассортимент до "Московской особенной", "Хлебного вина", "Столового вина" и еще нескольких марок. Для справки: сейчас здесь выпускаются "Путинка", "Старая Москва", "Кристальная", "Золотое кольцо", "Посольская", "Праздничная".
С самого первого года работы предприятия успех у публики был огромным, даже пришлось наращивать мощности "склада" - с 600 тысяч ведер в год до 2 миллионов 100 тысяч ведер. С тех пор "Кристалл" утвердил за собой большие масштабы производства.
Но как бы ни любили граждане алкоголь, история вносила свои коррективы. В 1914 году царское правительство, а затем и советская власть устанавливали "сухой закон" и резко ограничивали деятельность завода. Со временем, однако, все же возобновили производство водки. Первой "красной" маркой стала легендарная "рыковка", по фамилии главы правительства Рыкова. В Великую Отечественную завод производил сухой спирт, также его линии использовались для разлива "коктейля Молотова", чтобы было чем "угостить" фашистов. В 1953 году талантливые технологи предприятия разработали рецептуру завоевавшей весь мир "Столичной". Так где, как не в Москве, не на "Кристалле", открывать выставку достижений русской водки?
"Все эти предметы имеют свою судьбу. Они выполнили свои функции, участвовали в застольях и должны были погибнуть, но они выжили, чтобы показать, что было в России", - заявил Никишин после заключения соглашения с "Кристаллом". О планах на будущее Никишин говорит кратко: "Будем совместно с "Кристаллом" расширять коллекцию, посвященную национальному русскому напитку".