«Столичная» возвращается в Россию
В России | 13.12.2006
век
Судя по всему, России все же удастся вернуть на родину бренд знаменитой водки «Столичная». Сегодня стало известно, что французский производитель алкоголя Pernod Ricard намерен в ближайшее время выкупить за 500-600 млн. евро бренд Stolichnaya у латвийского завода Latvijas Balzams, входящего в группу SPI, контролируемую бизнесменом Юрием Шефлером.
По информации «Ведомостей», впоследствии французы собираются все права на эту марку передать СП, которое будет образовано с ФКП «Союзплодоимпорт».
Напомним, что спор за марку Stolichnaya ведется уже 5 лет. Товарные знаки «Столичная», «Московская» и ряда других, известных в СССР спиртных напитков до начала 90-х принадлежали государственному объединению «Союзплодоимпорт». В 1992 году это объединение было акционировано, а в 1997 году товарные знаки получило ЗАО «Союзплодимпорт», входящее в SPI.
Однако государство начало борьбу за восстановление контроля над водочными марками, и в конце 2001 года совместными усилиями Генпрокуратуры, Минсельхоза и «Роспатента» 17 из 43 марок SPI были переданы вновь созданному Федеральному казенному предприятию «Союзплодоимпорт». Остальные товарные знаки «Союзплодимпорта» «Роспатент» по просьбе ФКП аннулировал. Однако, в 2002 году Арбитражный суд города Москвы вынес решение в пользу ЗАО «Союзплодимпорт», признав незаконным решение Апелляционной палаты «Роспатента» об аннулировании словесного товарного знака Stolichnaya, принадлежавшего в свое время «Союзплодимпорту». Впрочем, коллегия высшей инстанции отменила это решение.
Госкомпания на этом не остановилась и подала иск в голландский суд, который признал, что «SPI не является владельцем водочных брендов Stolichnaya, Moskovskaya и Na Zdorovye на территории Бельгии, Голландии и Люксембурга». Это не только лишило Шефлера части рынка, но угрожало аналогичными судебными решениями в других странах.
Чтобы этого не допустить, бизнесмен подал в отношении России точно такие же иски в Америке и европейских странах, где продукция госпредприятия арестовывалась и признавалась незаконной. Впрочем, ФКП не давал себя в обиду, выигрывая судебные процессы там, где это было возможно.
Следует отметить, что объем продаж водки Stolichnaya в мире оценивается примерно в $1,5 млрд. в год, из которых около $20 млн. приходится на Россию, где бренд контролируется «Союзплодоимпортом», а остальная сумма - на другие страны, где бренд контролируется группой SPI, причем $375 млн. на территории США.
По всей видимости, устав бороться с Россией, Шефлер решил избавиться от проблемного товарного знака и продать его Pernod Ricard, которые уже внесли залог в размере 100 тыс. евро за право первой руки на покупку бренда. По информации некоторых СМИ, «Союзплодимпорт» совместно с Pernod Ricard создадут СП, в которое французы передадут право на использование знаменитой марки. Кроме того, эта компания будет заниматься дистрибьюцией товара в США, Канаде, Мексике, Великобритании, Греции, Австралии и Франции.