О концепции регулирования российского алкогольного рынка
В России | 02.09.2004
Yarmarka.Net
Нелегальное производство и оборот алкогольной продукции в стране стабильно удерживается в последние годы на уровне 35–40% и неопровержимо свидетельствует о явно недостаточной эффективности существующих мер государственного регулирования этого рынка.
Не оправдывают себя созданная с целью лучшего сбора акцизов и преодоления межрегиональных административных барьеров система акцизных складов и существующее межбюджетное распределение акцизов.
Направление в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2004 году даже 20% акцизов, уплачиваемых производителем, вновь, как и в 1999–2002 годах, разрушает алкогольный рынок, поскольку регионы на ввозимой "чужой" продукции теряют 20% акцизов и поэтому экономически заинтересованы продавать у себя продукцию только собственного производства.
Внедрение института акцизных складов существенно не снизило уровень нелегального производства и оборота алкогольной продукции в стране, поскольку серьезно затруднило лишь оборот легальной продукции. Более того, передача в 2004 году акцизным складам оптовых организаций 80% уплаты акцизов привела к массовому использованию ими различных схем ухода от уплаты налогов.
Серьезную тревогу и опасения вызывают действия администраций ряда субъектов Российской Федерации по оказанию неправомерного давления на участников алкогольного рынка, осуществляющих поставку через акцизные склады и реализацию ввозимой из других регионов России алкогольной продукции.
В целях ликвидации экономической основы разрушения единого экономического пространства страны и для обеспечения наиболее полного сбора акцизов за алкогольную продукцию НО "СУАР", которая объединяет крупнейшие предприятия, в том числе ЗАО "Веда", ООО "ЧЗАП", "ОСТ-Алко", ЗАО "ЛИВИЗ" и другие, обеспечивающие около 30% производства и оборота алкогольной продукции в стране, предложен проект концепции регулирования российского алкогольного рынка.
В качестве основных неотложных первоочередных мер концепция предусматривает следующее:
1. Возложение обязанности по уплате 100% акцизов на производителей алкогольной продукции, как это было до 2001 года.
2. В качестве меры по обеспечению своевременности полноты уплаты акцизов предприятиями – производителями алкогольной продукции ввести институт банковской гарантии.
3. Акцизы полностью уплачивать в федеральный бюджет, как и акцизы на импортируемую алкогольную продукцию.
4. Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет в виде акцизов от производства алкогольной продукции, перечислять в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. В качестве одного из критериев определения перечисляемых сумм предлагается принять численность населения и сложившееся в данной местности душевое потребление алкогольной продукции.
Одновременно на первом этапе внедрения концепции предлагается:
1. На отечественную алкогольную продукцию наносить специальные федеральные марки, строго соответствующие используемой потребительской таре определенной вместимости, со штриховым кодом, в который закладывать унифицированную информацию, необходимую для информационного учета производимой продукции, ее движения, контроля легальности и уплаты акцизов.
2. На алкогольную продукцию с акцизными марками, ввозимую на таможенную территорию России, также наносить штриховой код, как правило, на предприятиях-изготовителях. Информацию, содержащуюся в штриховом коде, также унифицировать.
3. Объемы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9%, на которую технически невозможно клеить специальные федеральные марки и акцизные марки, контролировать декларированием и иными механизмами, одним из которых может быть количество использованного спирта в соответствии с выданными квотами на его закупку.
4. Упорядочить оптовую и в особенности розничную сеть по продаже алкогольной продукции. Совместными усилиями органов государственной власти и бизнес-сообщества рыночными механизмами сократить до оптимального уровня количество торговых организаций и число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
5. Законодательно ввести во всех субъектах Российской Федерации декларирование оборота алкогольной продукции всеми организациями розничной торговли и общественного питания.
6. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязать иметь контрольно-кассовые машины, считывающие штриховые коды и обрабатывающие считанную информацию.
7. Декларации отечественных производителей, импортеров, организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания сдавать в специализированные уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в бумажном и электронном виде для их компьютерной обработки, сопоставления информации, составления балансов, выявления нарушений и т.д.
Обработанную субъектами Российской Федерации информацию представлять для свода и анализа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
На втором этапе внедрения предлагаемой концепции после упорядочения сети розничной торговли, внедрения механизма декларирования и надежной системы учета движения алкогольной продукции от производителя и импортера до конечного потребителя 100% уплаты акцизов от алкогольной продукции в соответствующие бюджеты возложить на организации розничной торговли, отменить законодательно акцизные склады с их налоговым режимом, отменить региональные специальные марки.
Положения концепции обсуждены и принципиально одобрены на расширенном совещании с участием представителей операторов рынка и органов государственной власти различных уровней, состоявшемся 1 июня в Москве, а также участниками круглого стола, проходившего 16 июня в Санкт-Петербурге в рамках VIII Петербургского экономического форума.
С учетом предлагаемой концепции и накопленного опыта представляется весьма обоснованным и перспективным опыт Управлений МНС России по Москве, Санкт-Петербургу и ряду других субъектов Российской Федерации по постановке всех организаций по производству и оптовому обороту алкогольной продукции на налоговый учет в единых специализированных межрайонных инспекциях. И это полностью укладывается в вышеизложенную концепцию, в соответствии с которой видится целесообразной передача в дальнейшем на налоговый учет в указанные специализированные инспекции также всех организаций розничной торговли алкогольной продукцией. Аналогичный опыт в части контроля розницы накоплен в Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
По нашему глубокому убеждению, целесообразно сохранить накопленный опыт постановки на налоговый учет в специализированных межрайонных инспекциях всех организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, независимо от того, являются они или нет плательщиками акцизов. Тем более что в настоящее время серьезно обсуждается вопрос о том, чтобы плательщиками акциза были только производители подакцизной продукции, а акцизные склады полностью освободить от этого.
При этом, на наш взгляд, было бы более обоснованным постановку организаций на налоговый учет в специализированных инспекциях осуществлять не по принципу является организация плательщиком акциза или нет, а по наличию у организации одной из лицензий на производство и оборот (включая импорт, экспорт и розничную торговлю) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Осман Парагульгов - президент некоммерческой организации "СУАР"