От увеличения акциза на алкоголь могут пострадать только раскрученные марки
В Украине | 21.08.2008
http://www.ukrindustrial.com
Инициативы правительства, направленные на увеличение акциза на спирт и алкогольные напитки, дали возможность крупным алкогольным производителям вслед за виноделами заявить о возможном кризисе на своем рынке. Впрочем, производители, недавно вышедшие на рынок, заявляют, что рентабельность бизнеса от законодательных изменений не снизится.
На протяжении всего этого года водочный рынок лихорадило. Изменения в законодательной сфере с поразительной регулярностью дезориентировали производителей и потребителей. Очередная новость - возможное увеличение акцизного сбора и введение новых акцизных марок стали для водочников явной неожиданностью.
Производители достаточно резко отреагировали на правительственную инициативу. Руководство СОВАТ заявило, что принятие изменений нарушит закон и приведет к убыткам целой отрасли. «В результате таких действий может вырасти огромный теневой рынок», – заявил по этому поводу директор Ассоциации СОВАТ Владимир Демчак. Производители также заявили о неминуемой росте цен на их продукцию. Так, Владимир Демчак считает, что в случае повышения ставок акцизного сбора стоимость водки возрастет как минимум на 30%, а коньяка на 70%.
К 2008 году рынок водки Украины практически сформировался. За последние несколько лет изменения, происходящие на нем, касались лишь перераспределения долей среди основных производителей и стоимостных сегментов. В целом же более 80% рынка в натуральном выражении поделены между четырьмя производителями: Global Spirits AMG-77, «Олимп», Nemiroff и «Союз-Виктан». Очевидно, что в этих условиях порог выхода для новых производителей и марок на этот рынок является очень высоким. Слабым на водочном рынке не место и новичков на нем практически нет. Исключение составляет пожалуй лишь корпорация «Альтера Групп», которая вышла на него в 2007 году. «Поскольку «Альтера Групп» вышла на украинский алкогольный рынок в тот момент, когда он уже в значительной степени был сформирован и весьма конкурентен, практически единственным способом для нас завоевать на нем свое место, было предложить потребителю нечто отличное от присутствующих на рынке аналогов. Однако, и в таком случаем затраты по выходу на рынок достаточно высоки. Сегодня стоимость вывода марки национального масштаба составляет порядка 122 млн. грн. Таков был средний инвестируемый капитал, затраченный «Альтера групп» только в первом полугодии 2008 года», - говорит генеральный директор компании «Альтера групп» Олег Жугин.
Интересно, что руководство компании не разделяет опасений большинства производителей по поводу возможных изменений условий работы на рынке. «Возможное увеличение акцизной ставки, в целом не повлияет на рентабельность рынка. Производство алкоголя остаётся высокомаржинальным бизнесом, и на перспективы отрасли мы смотрим оптимистично. Изменения, в законодательной базе, а также вопросы, связанные с повышением акциза, вполне закономерны. Долгое время производители сдерживали рост цен, обусловленный инфляцией, за счёт объема и собственной рентабельности. Однако, повышение цен на алкоголь неизбежно, хотя, по нашим оценкам в среднеценовом сегменте, в котором работает наша компания цены, изменятся незначительно ТМ «PULSE»планирует сохранить первоначально принятую стоимостную политику. То есть при изменении акциза не повышать стоимость по аналогии с другими марками, а сместиться из субпремиального в средневерхний ценовой сегмент», - утверждает Олег Жугин.
В этом году «Альтера групп» стала единственной компанией, которая рискнула выпустить на рынок новую торговую марку. В корпорации заявляют, что готовы продвигать свою продукцию, руководствуясь изменениями, грядущими на рынке. «Реклама давно отпугнула потребителя. Как показывают исследования, большинство наших соотечественников считают, что производители в той или иной степени обманывают их в своих рекламных сообщениях. В связи с планирующимися изменениями в законодательстве мы не планируем пользоваться инструментами рекламы. Для нас важнее оценка качества продукта, укрепление имиджа компании как серьёзного производителя. Мы хотим завоевать доверие потребителя. Есть доверие - есть вовлечение – есть эмоции – есть результат», - рассказывает Олег Жугин.