Водку и сигареты снимают с билбордов
В Украине | 16.12.2008
Дело
С 1 января 2009 года с улиц украинских городов исчезнет реклама сигарет и алкоголя. Не будет она мелькать перед глазами автомобилистов, не увидят ее пассажиры метро и наземного транспорта. На телевидении и радио с нового года тоже введены ограничения — рекламные ролики можно показывать с 11 вечера до 6 утра, а спонсорские ролики «онемеют» — то есть название торговой марки написать будет можно, а вот звуковое сопровождение запрещено.
Табак заменяли банками
После вступления в силу поправок к закону о рекламе табака и алкоголя операторы наружной рекламы потеряют рекламодателей, приносящих им около 20-25 миллионов долларов. Именно о такой сумме сообщала Всеукраинская ассоциация наружной рекламы в 2007 году. Если учесть, что запрет рекламы совпал с финансовым и экономическим кризисом, то наступающий год станет для «наружки» очень сложным.
По словам руководителя Всеукраинской ассоциации наружной рекламы Артема Биденко, большинство рекламных операторов безболезненно перенесли уход с рынка алкоголя. А вот больнее всего ударил по ним запрет табачной рекламы, ведь это каждый шестой заказчик. И это несмотря на то что операторы наружной рекламы готовились к подобному закону давно, перераспределяя доходы от различных источников. Они постепенно заменяли табачников и производителей алкоголя на розничные сети, производителей электроники, операторов мобильной связи, автомобильные компании, банки и страховые компании. В результате доля алкоголя и табака в наружной рекламе снизилась почти вдвое по сравнению с 2005 годом и составила чуть более 14%.
«Наружка» потеряет 14% бюджета
Но сейчас об эффективности диверсификации говорить сложно. Ведь кризис внес серьезные коррективы в ожидания рекламного рынка.
Эксперты прогнозируют общее сокращение заказов от рекламодателей на 50%. В такой сложной ситуации новый закон станет дополнительным минусом для «наружки». В результате на 12% уменьшится количество заказов и на 14% — бюджеты операторов наружной рекламы, считают во Всеукраинской ассоциации наружной рекламы.
Анна Сырова
медиаменеджер АO «Оболонь»
Новый закон о рекламе не затронет пивные компании, так как сейчас пиво не относится ни к алкогольным, ни к слабоалкогольным напиткам (но в Верховной Раде находится на рассмотрении законопроект о признании пива слабоалкогольным напитком.— «ДЕЛО»).
Бюджеты пивных компаний в 2009 году распределятся следующим образом: доля наружной рекламы уменьшится до 5%; долю прессы сократят до 1%; доля радио также составит не более 1%; соответственно, доля ТВ может составить 93-95%.
Максим Лазебник
директор Всеукраинской рекламной коалиции
С нового года табачники просто сэкономят на наружной рекламе. Ведь они тратили деньги фактически на конкурентную борьбу друг с другом, а не за покупателя. Так как рынок табака уже поделен, то запрет на прямую рекламу означает фактически его консервацию: перестанут появляться новые бренды. А курить люди меньше не станут и пристрастий своих не изменят. На это реклама серьезно не влияет.
Антон Щеткин
управляющий партнер компании маркетингового аутсорсинга BrainsUP
С нового года компании-производители табака и алкоголя могут сэкономить на рекламе еще и потому, что будет дефляция цены. В следующем году ожидается не то что увеличение, но уменьшение пункта рейтинга. «Телевизор» станет дешевле. Это отразится и на всем рекламном рынке. В итоге общая стоимость достижения контакта с аудиторией стане меньше.