Итоги деятельности предприятий ликероводочной отрасли в 2009г.
В Украине | 02.03.2010
Vodka.com.ua
В 2009г. произведено более 55 млн. дал. ликероводочной продукции, в т.ч. водки 42,3 млн.дал. На внутренний рынок реализовано 48,7 млн.дал. ликероводочной продукции, в т.ч. водки 36,7 млн.дал. В целом по сравнению с 2008г. объемы производства ликероводочной продукции сократились на 11%, реализации - на 8%. Экспортировано более 7 млн.дал. ликероводочной продукции, в т.ч. водки 5,9 млн.дал., что на 18% меньше, чем в 2008г. Производство характеризуется ростом объемов в первом полугодии за счет сегмента водки и резким падением во втором полугодии в связи с повышением с 1 июля ставки акцизного сбора до 34грн. (или на 58%) за 1л. 100% этилового спирта.
В первом полугодии 2009 года было произведено водки на 57% больше, чем за соответствующий период 2008 года. Активное наращивание производства в первом полугодии 2009г. объясняется тем, что замена акцизных марок, с введением новой ставки акцизного сбора не предусматривалась. Производителю необходимо было изготовить продукцию, промаркировать ее уже закупленными марками с предыдущими реквизитами уплаченного налога и передать ее в торговую сеть до 1 июля и, тем самым минимизировать убытки.
Объемы производства водки во втором полугодии значительно сократились. Так, за июль-декабрь произведено водки почти на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом объемы ликероводочной продукции упали более чем на 26%.
На долю основных пяти производителей: «Национальная водочная компания», «Nemiroff», «Имидж Холдинг», «Олимп», «Союз Виктан» приходится до 73% общего объема производства водки. В структуре лидеров произошли изменения. На первое место по объемам производства вышла «Национальная водочная компания» ГК «Баядера». Второе место поделили компания «Nemiroff» и «Имидж Холдинг» (ТМ «Хортица»). Третье место заняла компания «Олимп».
По состоянию на начало 2009 года производственную деятельность осуществляли 65 предприятий. Во втором полугодии 34 предприятия остановили производство или использовали свои производственные мощности на 20% только для того, чтобы подтвердить свое присутствие на региональном уровне.
В октябре 2009г. в связи с повышением ставки акцизного сбора была произведена индексация минимальной оптово-отпускной и розничной цены. Согласно постановлению Кабинета Министров минимальная розничная цена 0,5 л. водки составила 17,96 грн., минимальная оптово-отпускная - 13,61грн. В связи с повышением цен, с одной стороны, и снижением покупательной способности, с другой, ценовая структура рынка изменилась. Потребители переключились на более низкий ценовой сегмент, доля которого приблизилась к 60%. При этом фактически произошло объединение низкого и среднего ценового сегмента.
Водка нижнего ценового сегмента, которая раньше продавалась по цене около 14грн. поднялась до уровня новой минимальной цены – 17,96грн. Учитывая снижение покупательской способности, производители незначительно пересмотрели стоимость продукции в среднем ценовом сегменте. Переориентация потребителей на низкий ценовой сегмент приводит к падению рынка в денежном выражении и, как следствие, сокращению рентабельности предприятий.
По итогам года в госбюджет поступило акцизного сбора от реализации ликероводочной продукции на сумму 4,4 млрд.грн. Эта цифра соответствует плановым расчетам с учетом постепенного повышения ставки акцизного сбора. Привлечь дополнительные средства в объеме 1,1 млрд.грн. за счет резкого повышения ставок акцизного сбора не удалось.
Результатом не продуманной налоговой политики стала приостановка производственной деятельности части предприятий отрасли. Поэтому целесообразно вернуться к механизму поэтапного повышения ставок, который обеспечивал стабильную работу отрасли и реальные поступления в Государственный бюджет Украины. Последующая корректировка ставок акцизного сбора должна осуществляться с учетом улучшения макроэкономических показателей и роста уровня доходов населения.
Стабильная деятельность предприятий и развитие отрасли в 2010 году будет зависеть от политики государства относительно подакцизных товаров. В Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта, которыми предусмотрено очередное повышение ставки акцизного сбора до 50 грн. (№5251) и 84 грн. (№5251-1) за 1 литр 100% спирта. Дальнейшее увеличение налоговой нагрузки может привести к массовым банкротствам предприятий отрасли, активизации теневого рынка и самогоноварения.
Если указанные законопроекты будут приняты и вступят в действие, падение легального рынка ЛВИ прогнозируется на уровне 35-40%.