Мороз и водка - день чудесный
Аналитика | 15.12.2004
Akcyz.com.ua
С конца октября производители водки увеличивают ежемесячный выпуск своей продукции на 15-20%. В октябре с наступлением холодов стартует "крепко алкогольный сезон". Среднестатистический украинец в год выпивает 10 л легальной водки. Сколько нелегальной - подсчитать сложно, но явно меньше, чем раньше: растущий спрос на "правильную" водку уже позволил производителям разлить в два раза больше крепкого алкоголя, чем за девять месяцев прошлого года. Предвкушая грядущие новогодние праздники, они увеличивают выпуск продукции еще на 15-20%.
Рынок растет, потому что легализуется
Данные по объемам производства и внутреннего рынка водки, которые "ЭЙ" получили от производителей, несколько разнятся между собой. Операторы рынка оправдывались, что им сложно назвать точные цифры, поскольку большое количество продукции разливается нелегально. Если обобщить сведения, получится, что объем внутреннего рынка легальной водки за девять месяцев 2004 г. составил приблизительно 16 млн. дал, а объемы производства крепкого алкоголя за этот же период - около 20 млн. дал. Но дабы ничего не приврать, "ЭЙ" решили огласить все полученные данные.
По словам начальника отдела маркетинга и рекламы Украинской водочной компании (УВК) Nemiroff Оксаны Белоцерковской, объем производства водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) за восемь месяцев текущего года составил 13,4 млн. дал (за девять месяцев данные они еще не подбили. - Авт.). А за весь 2003 г. легальное производство водки и ЛВИ составило около 18 млн. дал. "Если брать совокупность легального и теневого рынка водки в Украине, то общий физический объем эксперты оценивают в 30-35 млн. дал",- сообщила г-жа Белоцерковская. Она утверждает, что эта цифра последние десять лет не меняется.
По данным ассоциации "СОВАТ" (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака), производство только водки за январь-сентябрь 2004 г. составило 15,4 млн. дал, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. К примеру Львовский ЛВЗ за девять месяцев увеличил выпуск продукции на 96,32% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г, а "Союз-Виктан" за это же время разлил на 243% больше, чем за девять месяцев 2003-го. Главной причиной увеличения производства водочники называют легализацию рынка. Директор департамента маркетинга и рекламы "Союз-Виктана" Александр Сопит говорит, что активный рост легального рынка начался после введения осенью прошлого года единой ставки акцизного сбора на спирт (16 грн./л). "После того как государство начало бороться с фальсификатом, с рынка исчезла донецкая дешевая водка, и контроль на спирт заводах стал более жестким",- отметил в разговоре с корреспондентом "ЭЙ" коммерческий директор Львовского ЛВЗ Ярослав Лойко.
"Увеличению рынка легальной водки способствовали также дорогие комплексные программы ведущих производителей по защите своей продукции",- считает г-н Сопит. Каждые полгода "водочники" придумывают новые способы защиты своей продукции (меняют форму бутылки, этикетки, наклеивают разные голограммы и т.д. - Авт.) "Наши усилия не пропали даром - за последний год не было зарегистрировано ни одного случая подделки нашей продукции", - хвалились корреспонденту "ЭИ" в "Союз-Виктане". Избежать подделок позволяет и продажа продукции через надежных торговцев, говорят игроки рынка. Для сбыта своей продукции водочники используют системы торговых домов, дистрибуторские сети и дилеров; поставляют водку дистрибуторам и оптовикам в регионах через сети своих филиалов. Все это делается с единственной целью: дотянуться до каждого магазинчика, в котором торгуют водкой, и стать ближе к потребителю.
Ужесточение контроля за соблюдением условий лицензирования также служит инструментом в борьбе с фальсификатом. "Количество действующих лицензий на оптовую торговлю алкогольными напитками в Украине стремительно уменьшается и в настоящее время составляет 903 шт.",- сообщила Оксана Белоцерковская, напомнив, что в 2001 г действовало 3,5 тыс. лицензий.
Пить стали больше не только в Украине
Производители отмечали, что спрос на украинскую водку за рубежом настолько быстро растет, что им приходится наращивать производственные мощности. По данным "СОВАТ", с января по август 2004 г. из Украины вывезли 2837,2 тыс. дал водки на сумму $72 млн. За восемь месяцев 2003 г. "сорокоградусной" в физических объемах экспортировали почти в 2,4 раза меньше, а в деньгах - меньше на $49 млн. Основными потребителями украинской водки остаются страны СНГ. Однако в "Союз-Виктане" говорят, что на нее растет спрос и в "дальнем зарубежье". "На международном алкогольном рынке образуется популярная ниша - белые украинские водки",- отметил представитель компании. Следуя за тенденциями, производители в этом году активно строили новые заводы и модернизировали старые. Например, были построены ЛВЗ "Хортица" в Запорожье и второй завод в Немирове (УВК Nemiroff); завод во Львове (ТМ "Гетьман"); завод в Черкасской области (компания "Баядера"); ЛВЗ в Харьковской области ("Олимп"). Компании "Олимп", "Княжий Град" и "Шустов" провели также реконструкцию некоторых своих заводов.
Параллельно с производством растут и продажи. За девять месяцев текущего года водки было продано по разным данным на 10-40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производители и торговцы обещают, что к новому году спрос на водку еще увеличится: народ больше пьет когда холодает и на праздники. Например, в "Тико Маркете" корреспонденту "ЭЙ" сообщили, что в холода продажи водки обычно растут на 5-10% по сравнению с теплым периодом, а на протяжении новогодней недели крепкого алкоголя продают в два раза больше, чем за целый месяц.
Водочникам сезонность продаж не по душе: они хотят, чтобы их продукцию активно покупали всегда. По мнению бренд-менеджера ТМ "Мягков" Андрея Якунина, сглаживание сезонности является одной из основных задач производителей водки. Он считает, что наиболее действенными инструментами выравнивания колебаний являются специальные локальные и общенациональные промо-акции, а также запуск новых вкусов. Однако несмотря на попытки уравновесить колебания, именно в осенне-зимний период водочники увеличивают производство в среднем на 15-20%.
Новичкам на рынке не везет
"Рынок ЛВИ динамично развивается, а количество игроков на нем сокращается. Происходит поглощение мелких производителей крупными",- сообщил "ЭЙ" маркетинг-директор холдинговой компании "Петрус" (ТМ "Златогор") Александр Петруленков. Бренд-мнеджер "Мягкова" г-н Якунин отметил, что несмотря на то, что нескольким новым торговым маркам удалось в 2003-2004 гг. успешно выйти на рынок, новички не смогли завоевать значимые доли и достичь позиций лидеров. "Серьезно выросла "цена вхождения" в рынок",- считает он. "Мелким и региональным компаниям уже почти не под силу выйти на национальный уровень",- вторят ему в Nemiroffe.
Однако мелкие производители с "гигантами" не согласны и считают, что у них есть немаловажное для украинского потребителя преимущество - низкая цена. Представитель одного из мелких производителей Донецкой области в разговоре с "ЭЙ" так охарактеризовал преимущества своей компании: "Хоть мы и маленькие, но зато дешевые, и у нас есть свой потребитель".
Мнения производителей о том, кто сколько места занимает на рынке, разошлись. Одни утверждают, что от 60% до 80% (называли разные цифры. - Авт.) делят четыре производителя: "Мягков" (первый ЛВЗ), Nemiroff, "Олимп" и "Союз-Виктан" (перечислены в алфавитном порядке. - Авт.). Другие исключали его из этого списка ТМ "Мягков", а третьи добавляли ТМ "Гетьман". Сведения о долях рынка, полученные от разных водочников, настолько разнились между собой, что миролюбивые "ЭЙ" решили не оглашать их вовсе. Из этого удивительного разнообразия полученных цифр "ЭЙ" сделали вывод, что конкуренция на рынке "взрослых" напитков тоже "недетская". Как пояснили производители, раньше основная борьба велась в дешевом ценовом сегменте (6-8 грн. за 0,5 л), а сейчас - в среднеценовом (8-15 грн. за 0,5 л) и премиум-сегментах (свыше 15 грн. за 0,5 л). По мнению представителя концерна "Оверлайн" (ТМ Мягков), сегмент "премиальной" водки активно начал развиваться только в этом году - у народа "завелась копеечка". В торговых сетях отмечают, что в последнее время потребитель покупает продукцию "сильных брендов". По словам начальника "алкогольного" отдела сети супермаркетов "Велика Кишеня", наиболее покупаемая водка находится в сегменте 8-15 грн. за 0,5 л. Однако Роман Цыбульский, руководитель отдела маркетинговых исследований "Интермаркет" (Западная Украина), утверждает, что в его регионе лучше всего продастся водка за 7-9 грн. за 0,5 л.
Тем временем количество импортной водки на прилавках сокращается. По данным ассоциации "СОВАТ", за восемь месяцев текущего года к нам завезли 41 тыс. дал ЛВИ, что на 3,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Объемы импорта только из России упали на 20%.
В 2005 г. водки будут пить на 15% больше
Опрошенные "ЭЙ" производители считают, что объемы легального рынка и дальше будут расти, что повлечет модернизацию мощностей и строительство новых заводов. По мнению г-на Сопита, в 2005 г рынок водки увеличится еще на 15%. "Если наметившиеся в 2003-2004 гг. тенденции сохранятся, то можно предположить, что в 2005 г. объем легального алкогольного рынка Украины вырастет до 22 млн. дал",- сообщили "ЭЙ" в Nemiroffe.
В концерне "Оверлайн" полагают, что увеличатся и объемы экспорта, особенно в Россию. В 2005 г. объемы мифации водки увеличатся значительнее, чем в 2004 г.
Татьяна СИДОРЕНКО, Юлия ЛАЗНЮК, Сергей БИЛЫЙ (Газета Экономические известия ).