Пивовары ищут крышу
Аналитика | 10.07.2006
Деловая столица
Украинские производители пенного активизировали продвижение своих брэндов в увеселительных заведениях. Несмотря на неудачное начало нынешнего пивного сезона, производители этого слабоалкогольного напитка прогнозируют дальнейший рост рынка.
Одной из причин их оптимизма стало увеличение продаж пенного в сегменте КаБаРе (кафе, бары, рестораны), связанное с активным запуском новых заведений в столице. Чтобы закрепить в нем свои позиции, пивовары решили перейти на заключение эксклюзивных договоров c сетями фаст-фудов и кафе, а также начали развивать собственные пивные рестораны.
Производители устремились в КаБаРе
В нынешнем году столичный пивной рынок не радует производителей пенного: если в 2005 г. его емкость увеличилась на 35%, достигнув в натуральном выражении 33 млн дал, то по итогам текущего прирост составит не более 20–25%. А в мае, на который, как правило, приходится традиционный пик продаж, спрос вообще не повысился, оставшись на уровне прошлого года. В своих бедах пивовары обвиняют прохладную погоду, наблюдавшуюся в конце весны и начале лета. Впрочем, они отмечают, что перекрыть потери им помогло увеличение потребления кегового пива в заведениях сегмента КаБаРе. «Спрос на пенное из кегов вырос в Киеве в прошлом году как минимум на 30–40%, и уже сейчас на его долю приходится до 20% продаж компаний», — говорят на предприятиях.
По мнению экспертов, основной причиной, приведшей к росту потребления кегового напитка, стало увеличение в столице числа заведений, разливающих как дорогие, так и массовые сорта пива. По оценке генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, сейчас их насчитывается более 2 тыс., больше половины из которых составляют недорогие кафе и фаст-фуды, а остальная часть приходится на рестораны и специализированные пивные пабы. При этом около 250–300 из них были запущены в 2005 г. «Среди специализированных новичков можно выделить Beer Loft, Bierstadt, Docker ABC, Viola’s Bierstube, Talgen, «Патрик Паб», «Трюфель», а также вторые «Сундук» и «Бульдог». А среди более дешевых заведений наиболее активно развивались уже действующие сети фаст-фудов и кафе. По моему мнению, тенденция их запуска продолжится и в дальнейшем», — рассказала она. Солидарен с ней и начальник отдела по развитию кеговой программы ЗАО «Оболонь» Денис Петров, по мнению которого потребление пива в сегменте КаБаРе будет увеличиваться и далее. «К примеру, в большинстве стран Европы, особенно таких как Германия или Чехия, в этом сегменте сосредоточено более 50% продаж пенного, тогда как у нас только 20%», — отметил он.
По мнению менеджера по развитию кегового направления компании «САН Интербрю Украина» (ТМ «Черниговское», «Рогань») Игоря Срибного, помимо роста продаж, продвижение продукции в кафе, бары и рестораны позволяет производителям решить еще одну насущную проблему — уйти от сезонности бизнеса. «Учитывая, что влияние погоды на продажи здесь практически не ощущается, большинство украинских предприятий начало уделять этому сегменту пристальное внимание», — утверждает он. Согласен с ним и генеральный директор компании 3Т Foods (сеть фаст-фудов под ТМ «Орион Экспресс», «Ковбой фудс», «Три толстяка») Павел Гачковский. По его оценке, разница между объемами продаж напитка в кафе, барах и ресторанах в жаркий летний и холодный зимний периоды составляет не более 20–30%, тогда как в бутылочном сегменте, как утверждают эксперты, она приближается к 50%.
Пабы предпочитают зарубежные бренды
Впрочем, участники рынка отмечают, что специализированные пивные заведения, как правило, работают в среднем и премиальном сегментах. Поэтому значительную часть их ассортимента составляют иностранные брэнды. «Украинские марки в основном пользуются популярностью у иностранцев, тогда как киевляне по большей части предпочитают зарубежную продукцию. Поэтому на местные напитки в пабах приходится не более 50% продаж», — рассказывает директор паба-ресторана Golden Gate сети «Мировая Карта» Ирина Борец. Об аналогичном соотношении говорит и директор паба O`Briens Сергей Рысак, добавив, что у них объем продаж украинских марок не превышает 45%.
Именно поэтому пивовары делают акцент на сотрудничестве с фаст-фудами и недорогими кафе, на долю которых приходится до 80% сегмента КаБаРе. По словам руководителя отдела маркетинга львовской компании «Системы быстрого питания» (ТМ «Пицца Челентано», Potato House) Галины Кащеевой, только за последние несколько месяцев продажи этого напитка в заведениях сети выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 20%. «И это несмотря на то что мы не являемся специализированным пивным заведением и ориентированы прежде всего на продажу еды», — отмечает она.
Крепкая дружба с фаст-фудами
Как сказала Ольга Насонова, чтобы закрепить свои позиции, производители все чаще используют практику заключения эксклюзивных договоров, предполагающих продажу в заведении только их продукции. Это подтверждают и пищевики, добавляя, что, помимо самого напитка, производитель за свой счет обеспечивает заведение автоматами для разлива пенного, холодильниками, брэндированной посудой, мебелью и т. п. Особенно это заметно в летнее время, когда на улицах открывается масса летних площадок, оборудованных мебелью и навесами определенных производителей. К примеру, «Системы быстрого питания», по словам г-жи Кащеевой, рекомендует своим франчайзинговым партнерам сотрудничать с BBH (ТМ «Львовское», «Славутич»), а 3T Foods, по утверждению г-на Гачковского, работает только с «САН Интербрю Украина» (ТМ «Черниговское», «Рогань»). «Учитывая, что с нами хотели сотрудничать несколько производителей, пришлось провести тендер, с победителем которого и был заключен договор», — отметил г-н Гачковский. Генеральный директор компании «Росинтер» (ТМ «Планета Суши», TGI Fridays, «Иль Патио») Руслан Красюк также добавил, что сети компании предпочитают работать с «Оболонью». «Жестких обязательств перед пивоварами у нас нет. Но дабы не провоцировать конфликт интересов, мы не разливаем напитки других отечественных производителей, являющихся прямыми конкурентами киевского завода», — пояснил он.
Не менее перспективным методом продвижения продукции, по мнению пивоваров, является и запуск заводами собственных заведений. «В будущем все крупные производители пенного обзаведутся сетями пивных, разливающих их фирменный продукт. Подобным образом уже давно поступают наши коллеги за рубежом. Это лучше, чем бороться за каждую торговую точку с конкурентами», — считает Денис Петров. Он сообщил, что на сегодняшний день «Оболонь» уже открыла в столице ресторан «Оболонь на Подоле» и паб под своей ТМ и планирует развивать это направление в дальнейшем, готовя к запуску еще несколько аналогичных заведений. Подобным образом действует и «САН Интербрю Украина», продвигающая на украинском рынке принадлежащую материнской компании InBev сеть пивных заведений Belgian Beer Cafe. Как рассказал г-н Срибный, к уже работающим в столице кафе Belle-Vue и Le Cosmopolite на протяжении года добавятся еще два ресторана.