Россия переоценила свой виски
В России | 17.02.2004
Yarmarka.net
Для того чтобы виски российского производства пользовался спросом, компании нужно будет снизить его цену. Группа "ОСТ", российский производитель водки и ряда других алкогольных напитков, в ближайшее время начнет выпуск виски под маркой Mansion House. Об этом сообщила на днях пресс-служба компании. Напиток будет производиться из импортного сырья, производство упаковки и этикеток компания намерена наладить на собственных мощностях.
Предполагаемая стоимость полулитровой бутылки напитка составит около 470 рублей. Аналитики расходятся в оценке того, насколько успешным может стать новый проект группы "ОСТ". Однако они отмечают, что для достижения хорошего спроса компании будет необходимо снизить цену своей продукции, иначе она не выдержит конкуренции со стороны дешевого импорта.
Группа компаний "ОСТ" – третий по величине игрок на российском водочном рынке после московского "Кристалла" и санкт-петербургской "Веды". Основная деятельность группы – производство алкогольных и безалкогольных напитков. В состав группы входят Черноголовский завод алкогольной продукции "ОСТ-Алко", завод по производству безалкогольных напитков "ОСТ-Аква", стеклотарный завод "ОСТ-Тара", спиртзавод "Петровский", Черноголовский пивоваренный завод и др. По итогам 2002 г. предприятия группы "ОСТ" занимали 1,4% российского рынка безалкогольных напитков, около 5% рынка крепких алкогольных напитков и около 6% рынка слабоалкогольных напитков.
Решение о начале производства виски группа "ОСТ" приняла еще в 2003 г., но, по словам начальника департамента по связям с общественностью и рекламе компании Александра Мордачева, пока проект остается "пилотным". В ближайшее время группа "ОСТ" намерена выпустить не более 10 тыс. бутылок напитка, но если они будут успешно проданы, то производство планируется продолжить. Виски будет выпускаться под маркой Mansion House по лицензии голландской компании UTO Nederland B.V. По словам представителя группы "ОСТ", в свое время компания также рассматривала возможность производства виски по отечественной технологии, но от этой идеи пришлось отказаться. "Было проведено исследование, которое показало, что производство чисто российского виски (а такие рецептуры существуют) будет более дорогим, чем его производство по лицензии", – сказал RBC daily Александр Мордачев.
В компании считают, что производство виски в России обоснованно, поскольку в стране, в особенности в глубинке, зарождается средний класс, который предъявляет спрос на элитные алкогольные напитки, но не имеет достаточно средств для покупки виски и коньяков из высокой ценовой категории. "Потребитель, на которого мы ориентируемся, выпуская новый напиток, очень специфический, и целевая аудитория нашего виски небольшая. В основном мы будем ориентироваться на регионального потребителя. Мы будем производить дешевый виски: розничная цена полулитровой бутылки виски составит около 470 руб., 0,7 л – 600 руб. Для того чтобы максимально снизить цену, мы отказались от оригинальной упаковки и этикетки и будем производить их на собственных мощностях. При этом все сырье остается импортным. Такой виски может быть востребован, чему пример – напиток "Старый джин", выпускаемый на "Кристалле", – сказал Александр Мордачев.
Независимые эксперты и конкуренты расходятся в оценках перспективности начинания группы "ОСТ". Руководитель проекта Whisky.ru Вадим Полещиков сказал RBC daily, что "если аналогичные проекты и были в России, то они уже давно благополучно погибли". В свою очередь президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин сообщил RBC daily, что виски производится в России некоторыми компаниями, и не первый год. "Хотя насколько успешно – сказать трудно", – добавляет он. По его словам, российский рынок виски достаточно крупный для того, чтобы попробовать запустить подобный проект. "В соответствии с данными таможенной статистики, ежегодно в Россию ввозится виски на 70 млн долл. Оборот внутри страны составляет 200 млн долларов. Этот напиток пьют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, в основном, в городах-миллионщиках, а также в таких богатых городах, как Тюмень, Норильск", – говорит собеседник RBC daily из НАА. Представители конкурирующих компаний оценивают перспективы русского виски менее оптимистично и не намерены следовать примеру группы "ОСТ". "Более 90% потребления в категории виски составляет брендованный виски. Соответственно, ниша достаточно мала, и перспективы для себя мы в ней не видим", – сказал RBC daily вице-президент Русской вино-водочной компании Константин Попов.
Однако все опрошенные RBC daily эксперты указали на существенный недостаток проекта, до устранения которого группе "ОСТ" будет очень сложно завоевать существенную долю российского рынка виски, вне зависимости от других факторов. По их мнению, заявленная цена бутылки виски попросту завышена. "Заявленная производителем цена – высокая по сравнению со средней на рынке", – считает Павел Шапкин. Вадим Полещиков также полагает, что такой виски должен стоить дешевле. "Скорее всего, это будет купажированный виски (сделанный из смеси нескольких сортов, что позволяет достигать одинакового качества напитка в каждой бутылке) трехлетней выдержки, – говорит он. – Такому напитку будет очень сложно занять устойчивые позиции на рынке, потому что в той же ценовой категории в Россию поставляется много оригинального виски из Шотландии. К примеру, "Вельд-21" предлагает бутылку импортного виски за 400-450 руб. Поэтому виски российского производства, тем более за большую цену, может не найти своего покупателя, даже среди незнатоков. Единственный выход для компании, которая будет реализовать этот проект, – завалить все магазины своей продукцией. Тогда можно ожидать положительного эффекта от продаж. Конечно, можно добиться еще более низкой цены, и тогда этот виски будет конкурировать с дешевым импортом".
Дмитрий Коптюбенко