SUN Interbrew в России получает льготы будто артель инвалидов
В России | 13.09.2004
Yarmarka.Net
Депутаты Госдумы РФ заинтересовались налоговыми льготами одного из лидеров пивного рынка. Только что Госдума с боями приняла поправки к "Закону о рекламе", препятствующие пивоварам расписывать живительную силу своей продукции, а в отрасли новый громкий скандал. Правда, касается он не всего цеха производителей янтарного напитка, а одной из компаний.
Исследуя состояние рынка рекламы пива, депутаты Госдумы обнаружили, что их коллеги из совета депутатов муниципального образования "Клинский район" (Московская область) освободили от уплаты налога на рекламу предприятия пивоваренной промышленности. Нетрудно догадаться, что под предприятиями понимается ЗАО "Клинский пивокомбинат", входящее в состав холдинга SUN Interbrew. Именно агрессивная реклама комбината вызвала особое неприятие инициаторов доработки закона во главе с вице-спикером Любовью Слиской. Теперь еще выяснилось, что претензии можно предъявить не только морально-этической стороне хождения за "Клинским".
В четырех из девяти субъектов Федерации, где действуют предприятия SUN Interbrew, приняты законы, предоставляющие пивоварам различные налоговые льготы. Эти документы были приняты после того, как местные пивоварни переходили под контроль холдинга. Возможно, речь идет о богатых регионах, которые готовы поддержать бизнес и поступиться частью доходов. Однако Курская область никак не избавится от хронического дефицита бюджета, недоимка по налогам и сборам в консолидированный бюджет к 1 августа этого года по данным областного управления МНС составила 1,7 млрд руб. Тем не менее местный пивокомбинат был освобожден от уплаты налога на имущество. Такая же льгота предусматривалась законодателями Ивановской области и Мордовии, которых называют чуть ли не депрессивными. Только более благополучная Пермская область не сочла возможным дотировать SUN Interbrew за счет своего бюджета, как Волгоградская область и Чувашия.
В результате, например, в Омской области у пивокомбината "Росар", как держателя инвестиционного проекта, есть льготы по налогу на прибыль и освобождение от уплаты налога на имущество. "Росар" вошел в состав SUN Interbrew после того, как в 1998 г. здесь была проведена комплексная реконструкция комбината с целью увеличения производственной мощности и повышения качества продукции до мировых стандартов. Руководство SUN Interbrew заявляет о многократном увеличении объемов производства омского комбината, но судя по последним данным регионального управления налогового ведомства, предприятие не входит в число крупнейших налогоплательщиков области. В отличие от таких сопоставимых по масштабам предприятий местной пищевки, как "Омсквинпром" и ОАО "Мясокомбинат "Омский".
Налоговые органы не знают оснований, по которым регионы пошли на льготы, по крайней мере, SUN Interbrew не выглядет новой компанией, которой нужна финансовая поддержка. В первом квартале текущего года она занимала 16% отечественного пивного рынка, консолидированная прибыль холдинга до налогообложения превысила 17 млн евро. Это на 130% больше показателей прошлого года (но интересно, что в это же время выплаты по налогу на прибыль странным образом упали на 47% – с 884 тыс. до 561 тыс. евро). Доходы главного акционера холдинга, бельгийского концерна Interbrew, в 2003 г. превысили 7 млрд евро, прибыль за год увеличилась на 8% – до 505 млн евро.
Не исключено, что интерес депутатов (а по другой информации – и ГУБЭПа МВД России) к деятельности SUN Interbrew подогрели две последние крупномасштабные сделки бельгийцев. Месяц назад Interbrew за 530 млн евро выкупил акции холдинга своего партнера – индийской инвестиционной группы SUN. По подсчетам экспертов, доходность вложений SUN в российское пивоварение с 1997 г. составила 47% годовых. Подобная норма прибыли вызовет уважение даже у гигантов ТЭК и лидеров телекоммуникационной отрасли. Сразу после этой сделки бельгийский концерн Interbrew объявил о покупке бразильской группы AmBev. Новая структура с объединенным названием InterbrewAmbev станет крупнейшей компанией в мире по объемам производства пива.
В общей сложности на обе сделки Interbrew потратил больше 12 млрд долл. Главный вопрос: почему прибыльное производство вместо того, чтобы стать основным источником пополнения местных бюджетов, а значит – и решения острейших социальных проблем регионов, становится объектом благотворительности? Ответ на него сегодня ищут депутаты Госдумы и ГУБЭП. По нашим сведениям, обитатели здания на Охотном ряду готовят депутатские запросы схожего содержания в адрес руководителей и других правоохранительных органов с просьбой разобраться с налоговыми льготами для предприятий SUN Interbrew. Парламентарии также получили информацию, что каждый год основные акционеры компании выплачивали самим себе несколько десятков миллионов в качестве вознаграждения за управление компанией и ее активами. Подобные выплаты также сокращали налогооблагаемую базу. Это может означать, что акционеры вознаграждали себя и за сокращение налогов, поскольку их приоритетная задача – максимальная прибыль.
На рынке уже появились первые толкования активности парламентариев. По одной из версий, скандал раскручивают конкуренты холдинга, с тревогой наблюдающие за стремительным ростом SUN Interbrew. Другие отмечают, что по странному совпадению субъектами Федерации, попавшими в поле зрения думцев, руководят политики, не слишком популярные в Кремле, и история с пивными льготами – повод приструнить губернаторский корпус. Третья версия: версии предыдущие – это не что иное, как попытка самого SUN Interbrew сыграть на опережение, перехватив инициативу у следователей и депутатов.
Виктор Ковальчук