Повышение акцизов и стоимости лицензий поддерживается производителями алкоголя
Аналитика | 25.05.2005
ОДЕССКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД
Повышение акцизов и стоимости лицензий поддерживается легальными производителями, поскольку создает условия для конкуренции на равных.
Основная проблема коньячной отрасли в Украине – неадекватная сырьевая база. Антиалкогольная кампания 1985 года и отсутствие ресурсов на восстановление сокращающихся площадей виноградников в первые годы независимости Украины привели к уменьшению площадей виноградных насаждений более чем в два раза.
1% сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, взимавшийся при продаже алкогольных напитков, не решил эту проблему, поскольку средства распределялись не должным образом.
Отсутствие возможности кредитования виноградарей под залог земли стало еще одним сдерживающим фактором – в силу действия моратория на продажу земли декларированное право собственности на землю тормозит приток инвестиций в отрасль.
Откладывание решения проблемы сырьевой базы в коньячном производстве приведет к тому, что из-за сокращения объемов производства продукции бюджет в будущем недополучит значительные средства (в частности, уменьшатся объемы поступлений от акцизного сбора).
Развитие виноградарства важно также в плане социальных последствий, поскольку
обработка 1 га виноградных насаждений требует создания большого количества дополнительных рабочих мест. Агросектор ОКЗ на сегодняшний день уже насчитывает 600 гектаров земли, на которых выращивают элитные сорта винограда. В 2005 году планируется освоение еще 100 га. А в перспективе - расширение площади виноградников до 1000 га.
ОКЗ, как легальный производитель, поддерживает курс правительства на детенизацию оборота алкоголя. Принятые меры по замене акцизных марок на новые с указанием крепости позволят исключить ситуации недоплаты акцизного сбора из-за использования марок от слабоалкогольной продукции. Налоговые посты на предприятиях и эффективное использование уже имеющихся в арсенале государства инструментов контроля за оборотом спирта и алкогольной продукции при систематическом применении (без исключений и льгот) принесут результаты.
Однако, некоторые мероприятия могут создать дополнительную нагрузку на бюджет потребителей, т.к. дорогостоящие меры защиты (вторая акцизная марка, отслеживание на уровне каждой бутылки) приведут к повышению стоимости продукции. Производитель считает, что потребителю стоит отнестись к этому как к плате за более качественную и безопасную продукцию по сравнению с ситуацией времен господства «серой» водки.
Еще одна мера по детенизации рынка – приватизация алкогольной отрасли. Госструктуры не всегда способны исключить теневые схемы оборота спирта и алкоголя, их замена также не решает проблемы. Имущественная ответственность собственника в случае нарушений позволит понизить вероятность применения теневых схем ухода от уплаты налогов и акциза, к тому же снизится нагрузка на госбюджет, т.к. отпадет необходимость инвестирования реконструкции отрасли за счет государства. Однако монополия государства по контролю оборота спирта и алкоголя должна остаться незыблемой.